Евгения учится в Queen’s College в Великобритании. В 10 лет она отправилась в 6 класс средней школы, а сегодня готовится к переходу в старшую школу и выбирает университет.
В апреле 2019 года Женя вместе с родителями пришла на наш семинар по поступлению на архитектурное направление от представителя Newcastle University, и заодно рассказала нам о своём опыте обучения за рубежом.
— Женя, добрый день. Спасибо, что согласилась с нами встретиться. Скажи, откуда появилась идея учиться за границей? Ты же была тогда совсем маленькая?
Я всегда хотела учиться в другой стране, а тут мы с родителями услышали по радио объявление, что проводится выставка – встреча с представителями зарубежных школ. Решили сходить, и так произошло наше знакомство с ITEC.
На тот момент мне действительно было лет 7-8. Поначалу я хотела поехать в Канаду, но не сложилось. А позже, когда мне было 9, посетила ещё одну выставку, и вот тогда уже получилось определиться со школой. Ею стала Queen’s College в Великобритании, где я сейчас учусь.
Таких маленьких, как я, тогда брали всего несколько учебных заведений, например: Dolphin School, Queen’s College… Но Dolphin – школа только для девочек, а это меня не совсем устраивало.
С представителем Queen’s College я беседовала очень долго: мне рассказывали про школу, я задавала вопросы, мне задавали вопросы... В 10 лет отправилась к ним на летний триместр.
— И что тебе больше всего понравилось в школе?
Там большая территория, интересного оказалось даже больше, чем звучало на словах, люди все очень приятные.
— Как представляла себе учёбу за границей? Какие у тебя были планы, ожидания? Что ты собиралась делать в будущем, на кого хотела учиться?
На тот момент я об этом не сильно задумывалась. Просто хотела жить за границей, постоянно общаться на английском. Единственное, что меня беспокоило: что приеду в новую школу, а надо мной будут подшучивать, потому что я не носитель языка и по-английски говорю хуже, чем местные ребята. Но такого, к счастью, не было.
— Много было иностранных студентов кроме тебя?
Когда я только приехала, нас было очень мало, всего трое. Потом стало больше, особенно после девятого класса.
— Что предшествовало поступлению в школу? Как ты готовилась, какие экзамены сдавала?
Сдавала вступительные тестирования по английскому языку и математике. На тот момент это было всё, что необходимо для зачисления.
— Как обстояла ситуация с языковой подготовкой? Ты как-то специально готовилась перед поездкой?
В школе, в которую я ходила в России, предметы нам преподавали на английском, а некоторые мои одноклассницы вообще знали только этот язык, по-другому с ними просто не получилось бы общаться. Так что практики английского уже тогда у меня было достаточно много – и этих знаний хватило для успешной сдачи теста.
— Расскажи, что было после приезда? Как тебя встретили, как приняли?
Нас всех встретила матрона – она главная на бординге (кампусе) и руководит им. Показала наши спальни, проконтролировала разбор чемоданов. Кстати, там очень внимательно проверяют, что мы привезли. Некоторые вещи пришлось отдать обратно родителям. Например, фен для волос не разрешили оставить. Вообще всю электронику тщательно проверяют на предмет безопасности.
А на следующий день я пришла в школу. Поначалу занятия английским у меня были не как у местных ребят, а специализированные, «английский, как иностранный», чтобы подтянуть уровень языка. Мне хватило полугода, чтобы перейти на обычные занятия. При этом я продолжала посещать дополнительные уроки и к концу первого учебного года полностью закончила эту программу. В седьмом классе уже занималась наравне со всеми.
— У тебя были какие-то другие сложности – в адаптации, привыкании?
Я бы сказала, размеры территории и маршруты. Первый триместр я вообще не могла запомнить, где что находится. Но нет худа без добра: однажды я встретила девочку, которая потерялась и не могла найти дорогу на занятия, а я уже знала, как добираться. Мы вместе дошли до нужного нам здания – и так подружились.
— У вас много ребят живёт прямо в школе? Или в основном приезжают только на занятия?
Всего у нас учится порядка 500 человек, из них только 100-150 живут в школе. Остальные приезжают и уезжают.
— Как у вас организован быт? Какое расписание, как всё устроено, как вы живёте?
В младших классах мальчики и девочки живут вместе, а потом нас разделяют. Сейчас я живу на бординге для девочек, который называется Hutton House.
На «младшем» бординге всё куда строже, ведь мы были совсем маленькие. Ходили везде только организованными группами, расписание очень чёткое, вплоть до фиксированного времени на обед или посещение душа. По воскресеньям у нас были регулярные экскурсии. За мобильными телефонами строго следили – можно было пользоваться ими ежедневно, но не дольше часа, по вечерам. Внимательно смотрели за тем, во сколько мы ложимся... И так далее.
На бординге «для старших» свободы куда больше. Мы знаем, что на обед, допустим, отведено два часа, но прийти можем в любой промежуток времени. Из-за возросшей академической нагрузки экскурсий стало меньше – примерно 1-2 в месяц. Час отбоя также определён, но ты уже сам решаешь, когда ложишься и когда встаёшь, сам следишь за временем и планируешь свой день.
— Какие у вас есть интересные события, традиции? Готовите какие-то мероприятия или фестивали? Что-то тебе особенно запомнилось?
Очень много всего ежедневно происходит, трудно выбрать что-то одно. Периодически проводятся благотворительные вечера, например, знаменитый Red Nose Day.
Из запоминающегося: есть возможность заплатить (эти средства потом идут в детские фонды), чтобы покидаться (!) в преподавателей мокрыми губками. Один наш учитель точно знал, что ему достанется, и явился сразу в купальном костюме, ластах и маске, чем ужасно всех насмешил. А какой-то мальчик пожертвовал внушительную сумму, чтобы просто вылить на него целый таз воды!
— Расскажи, как у вас организовано свободное время? Есть какие-то кружки, клубы, спортивные секции?
В младшей школе всего этого явно больше, поскольку нет такой нагрузки по учёбе. Формируются спортивные команды, которые регулярно ездят выступать на матчи и соревнования.
Кружков у нас очень много – особенно музыкальных и спортивных. Но меня больше интересует рисование, поэтому я дополнительно занимаюсь им. Могу иногда сходить на кулинарные курсы.
— Ты поэтому так нацелена на архитектуру? Хочешь быть именно архитектором? Или есть другие варианты?
Я бы хотела стать дизайнером интерьера – это моя главная мечта. А с архитектурным образованием двигаться дальше в этом направлении намного легче. Если говорить о запасных вариантах, то подумывала ещё о журналистике.
— Ты уже сейчас изучаешь углублённо выбранные предметы? После какого класса их нужно выбирать?
После 9 класса некоторые просто «отбрасываются». Физика, химия, биология, английский, математика – это обязательные предметы. Три предмета дополнительно нужно определить самому – у меня это история, рисование, дизайн и технологии. А отказалась я, например, от географии и актёрского искусства (в средней школе оно обязательно). Ещё нужно выбрать второй язык – я сейчас учу немецкий.
— Получать высшее образование планируешь тоже в Великобритании? Или рассматриваешь другие страны?
Хотелось бы в Великобритании, а там уж как сложится. Ещё мне предложили рассмотреть Австралию – это тоже интересно звучит. Единственное, что смущает – далековато. С родителями буду совсем уж редко видеться.
— Школа как-то помогает с выбором профессии, специальности, вуза?
С 11 класса у нас начинается огромное количество лекций по этим темам. Сейчас, в 10 классе, периодически проходят собрания, где нам рассказывают про разные направления, и мы все вместе это обсуждаем.
— Есть ли у тебя понимание, насколько сильно российская система образования отличается от британской? Ты почувствовала разницу, когда уехала?
Я параллельно продолжаю заниматься по российской системе, дистанционно. В прошлом году сдавала ОГЭ, так что могу сравнить. На мой взгляд, главное различие в темпе подачи материала. В российской школе всё быстро, оперативно: прошёл одну тему – перешёл к следующей. В британской всё очень неторопливо, детально, обстоятельно. К одним и тем же темам могут возвращаться по много раз.
Мне нравится, когда всё быстро – в этом смысле российская система лучше лично для меня. Зато направление рисования и дизайна в Великобритании развито значительно сильнее.
— Это правда, что в английских школах много внимания уделяется мотивации, выявлению и развитию талантов и навыков каждого ученика, с ориентацией на его интересы?
Да, это действительно так. Нам постоянно предлагают попробовать что-то новое: активность, вид спорта, кружок… Если видят, что у тебя есть предрасположенность к чему-либо, отмечают и начинают помогать развиваться в этом направлении, «подталкивают», предлагают разные возможности.
— Может быть, ты знаешь: в какие университеты поступают из вашей школы после выпуска?
В очень хорошие, известные: Гарвард, Кембридж, Оксфорд… За последние год-два около десяти человек от нас точно поехали учиться в Оксфорд.
— А ты сама в Оксфорд не хочешь?
Я думала об этом, но теперь мне куда интереснее стал Newcastle University, потому что там один из сильнейших архитектурных факультетов в мире.
— Женя, огромное тебе спасибо за такое содержательное интервью! Мы желаем тебе успешно закончить школу и поступить в университет. Надеемся уже в скором времени услышать и прочитать о твоих успешных дизайнерских проектах!
Спасибо большое! Буду стараться.