Сегодня, благодаря Артёму и Диане (брату и сестре), мы узнаем сразу о двух средних школах Великобритании: Sedbergh School (здесь учится Артём) и Sidcot School (в неё ходит Диана).
- Ребята, добрый день. Спасибо, что согласились дать интервью. Начнём, как говорится, «с начала». Расскажите, каково это: после российской младшей школы – оказаться в классической британской? Сложно было адаптироваться? Пришлось подтягивать уровень языка?
Артём: Родители заранее нас начали готовить к поступлению за рубеж. В российской школе лично я проучился с 1 по 3 класс. Дальше меня перевели в другую, где всё построено по британской системе, преподаватели англоговорящие. Так что я, когда переехал и пошёл в школу в Англии, разницы особой не почувствовал.
Диана: Что касается меня, то я даже в России сразу пошла в такую школу – туда же, куда и брат. Поэтому с российской системой образования оказалась вообще не знакома – начала учиться сразу по британской.
- Неужели вообще никаких сложностей не было? Всё просто и понятно?
Артём: Не всё, конечно. Когда оказываешься на новом месте, возникают сложности с ориентированием на местности. Территория довольно большая, много корпусов: кампус, спортивные залы, площадки… Поначалу трудно понять, где какие занятия проходят, и куда тебе нужно идти.
Диана: Мне в этом плане было проще. Я всё посмотрела ещё тогда, когда выбирали школу для брата. Мы где-то три школы тогда посетили, специально ездили их смотреть. Артему Sidcot не очень понравился – он сделал выбор в пользу Sedbergh. А мне, наоборот, приглянулась школа, и через год уже я отправилась туда. Кстати, у нас были такие мини-экскурсии перед началом занятий: тьюторы нас сопровождали первое время, показывая, где что находится.
Артём: Правда? У нас, кажется, не было такого… Но это не назовёшь большой проблемой. Администрация и старшие ребята все очень отзывчивые, общительные. Легко найти общий язык со всеми, спросить или уточнить что-то.
- А вступительные тесты вам легко дались?
Артём: Любой экзамен нужно просто выдержать. С английским сложностей не было – мы же заранее готовились, планомерно, несколько лет. Нужно было решить сами тесты – тут скорее знания по математике важны.
Диана: Я тоже не скажу, что было сложно. Основной упор был на математику и английский – самые важные тесты для поступления.
- Давайте поговорим о ваших школах. Как там всё устроено? Артём, начнём с вас? Расскажите про Sedbergh School.
Артём: Мне моя школа очень нравится. Учащиеся разделены по «домам» – это факультеты, как в «Гарри Поттере». Грамотно простроено расписание, есть и внеклассные занятия, и возможности для творчества, и свободное время. Много внимания уделяется спорту. У нас даже есть собственное соревнование, которое проводится уже много-много лет! Это забег для старшеклассников – одна из главных традиций, у которой много почитателей даже среди выпускников. Они стараются собираться ради такого события – каждый год съезжаются со всех уголков Англии и даже из других стран!
Ещё одна традиция – время обеда. Завтрак и ужин проходит по системе «шведский стол» в неформальной обстановке, а вот на обед все без исключения должны собраться в большом зале и быть обязательно одетыми в школьную форму. Еду вначале подают главному преподавателю, а уже потом всем остальным. Это очень торжественное мероприятие. И так – каждый день.
К дисциплине у нас вообще серьёзное отношение. Нет такого, чтобы не похвалили, если ты чего-то достиг, но и штраф будет обязательно, если провинился – всё по-честному.
Например, у нас есть специальные журналы, где фиксируются наши перемещения: выписываемся, если выходим куда-то, и обязательно отмечаемся, когда вернулись. Все должны быть на кампусе не позднее 20:00.
Диана: Школа у нас намного меньше, чем Sedbergh, но организовано всё практически так же, разделены мы тоже по «домам». Разве что творческие дисциплины у нас в Sidcot более развиты, а у Артёма уклон больше в точные науки: математику, физику, химию…
А вот с возвращениями у нас ещё строже, потому что мы младше. В 18:00 уже должны отметиться в журнале и быть у себя в спальне или в комнате отдыха.
Если говорить о традициях, то наша школа моложе, и таких ярких событий, как ежегодный забег, у нас нет. Зато сейчас мы активно готовимся к большому весеннему фестивалю. Там должно быть много интересного: весенний бал, выступления, ярмарка… поскольку я учусь там первый год – ещё не видела, как он проходит. Вот когда посмотрю – смогу рассказать подробнее.
Артём: Если продолжать рассказывать про традиции, то каждое воскресенье у нас служба в храме по соседству со школой. Можно участвовать, петь вместе со всеми, а можно просто послушать. Но это тоже важный момент.
Диана: У нас не принято ходить на службу, но вместо этого раз в месяц проходят так называемые «часы тишины». В это время положено вести себя тихо, помолчать, погрузиться в свои мысли. Мне нравится такой подход: помогает прислушаться к себе, успокоиться, отдохнуть, подумать о своём.
- В будущем вы что планируете? Уже думали, кем хотите стать, на кого учиться дальше? Готовитесь к университету? Или пока рановато об этом думать, как вам кажется?
Артём: Мне в этом году сдавать экзамены GCSE, а дальше меня ждёт A-Level. То есть, уже сейчас нужно выбрать, какие предметы изучать углублённо. Очень надеюсь, что получится осилить химию – хочу в будущем быть учёным. В качестве запасного варианта рассматриваю экономику.
Диана: Я пока ещё думаю… Выбираю из более творческих профессий, надеюсь найти себя в архитектуре. А может быть, выберу что-то другое. Мне GCSE сдавать только на будущий год – есть время поразмышлять. В качестве «плана Б» тоже экономику рассматриваю.
- Университеты, получается, тоже уже выбрали? Страну?
Артём: Пока только страны рассматриваем. Выбираем между Канадой и Австралией. Я склоняюсь к Канаде – там отличное образование, сильные университеты.
Диана: Я буду выбирать университет в той же стране, что и брат. Но Австралию мы пока не видели. Планируем летом съездить туда, посмотреть, как всё устроено. И тогда уже сможем сделать окончательный выбор.
- Школы помогают вам с планами на будущее? С профориентацией, выбором вуза?
Артём: У нас есть школьный психолог. С ним проходят индивидуальные консультации, он спрашивает, кем мы видим себя в будущем, что нам нравится или не нравится, что интересно… Думаю, в старших классах эти консультации должны стать более развёрнутыми.
Диана: Пока у меня средняя школа – всё внимание направлено на сдачу экзаменов и переход в старшую. Но у нас тоже проходили встречи такого плана: приезжали представители университетов, рассказывали про учёбу, курсы и программы, про то, как всё устроено… Так что нас уже тоже начали знакомить с тем, что ждёт в будущем.
Sedbergh School
Sidcot School