Как учеба или работа за рубежом меняют вас? Конечно, вы возвращаетесь домой с фотоальбомом, полным воспоминаний, и чемоданом сувениров. Но из другой страны можно привезти и умение думать сложнее и креативнее – а благодаря этому стать более востребованным в профессии.
Таковы результаты исследования эффекта от учебы и работы за границей. К примеру, Уильям Мэддакс, доцент INSEAD, изучающий организационное поведение, выяснил, что мультикультурное взаимодействие (степень адаптации и изучения новых культур) студентов международных программ МВА влияет на то, каким интегративно сложным стало их мышление.
Так и есть, студенты, которые легко адаптируются к другим культурам, лучше устанавливают связи между разрозненными идеями. Мультикультурное взаимодействие человека также влияет на количество приглашений на работу, полученных по окончании программы.
В целом, пишет Мэддакс, «люди, имеющие международный опыт, или идентифицирующие себя более, чем с одной национальностью, лучше решают задачи и проявляют больше креатива, показывает наше исследование. Более того, мы обнаружили, что люди с международным опытом чаще открывают новый бизнес, создают продукты и рекламу».
Другой исследователь Ангела Леунг, доцент психологии в Сингапурском Университете Менеджмента, изучила психологический эффект от жизни в другой стране. Она пишет, что люди, которым удалось пожить в разных уголках планеты, лучше генерируют идеи и проводят неожиданные параллели.
Как и Мэддакс, Леунг нашла, что преимущества от жизни за рубежом, достаются тем, кто готов адаптироваться к обычаям новой страны: «Творческие выгоды, вытекающие из мультикультурного опыта, - пишет она, - зависят от того, насколько человек открыт к другим культурам». Эта открытость, добавляет она, включает толерантность к двусмысленности, доступность, отсутствие замкнутости и категоричности.
Но, возможно, люди, которые учатся или работают за рубежом, изначально более склонны к сложным и креативным решениям? Дэвид Терриолт, доцент образовательной психологии в Университете Флориды, опроверг такую связь. Он и его коллеги дали задачи на креативное мышление трем группам студентов бакалавриата: тем, кто учился за границей, тем, кто только собирается поехать в другую страну, и студентам, которые не учились за рубежом и не намерены этого делать. Наилучшие результаты показала группа с опытом международного образования.
Перевод статьи Энни Мерфи Пол, журнал TIME, 29.04.2014