Структура образовательной системы
Обучение в школе начинается с шести лет и предусматривает окончание девяти или двенадцати классов. Последние три года не являются обязательными, однако ученики обычно предпочитают проходить полный цикл и поступать в университет.
Классическая японская школа делится на три основных уровня:
- Начальная, или Сё: Гакко:. Предусматривает шестилетнее обучение. Дети усваивают основы математики, родного языка, природоведения, искусства и физкультуры.
- Средняя, или Тю: Гакко:. Рассчитана на три года. Учебный план включает как обязательные, так и дополнительные предметы, которые помогают ученикам определиться с будущей специализацией и профессией.
- Старшая – Ко: то: Гакко:. Предлагает трехлетнее обучения юношей и девушек с 15 до 18 лет. Занятия на этом этапе являются платными, что не останавливает более 90% японских подростков от поступления в десятый класс.
Альтернативным вариантом является профессиональное среднее образование после девяти классов. Однако школьники в основном ориентируются на поступление в вузы. Такой вариант они рассматривают как необходимый для успешной карьеры, получения высокооплачиваемой работы.
Учебный процесс
Особенность Японии в том, что учебный год здесь начинается 1 апреля и состоит из трех семестров с экзаменами и каникулами. Начальная школа отличается упрощенным подходом к занятиям. Детям не нужно выполнять домашние задания, уроков в день обычно не более четырех, которые продолжаются 45 минут. Основной упор делается на изучение родного языка, включая его древние разновидности.
В средней и старшей школе требования серьезно ужесточаются. С седьмого класса начинаются экзамены, что существенно усложняет жизнь подростков. Возрастает количество уроков до шести в день, их продолжительность увеличивается до 50 минут. Для оценки знаний применяется буквенная A-F и 100-балльная системы. На некоторых экзаменах требуется получить показатели не ниже 90%.
Основные предметы в средней и старшей школах:
- японский, иностранные языки;
- математика, физика, химия, биология;
- социальные науки – история, география;
- искусство;
- физическая культура.
Особое место занимает английский язык, которому уделяется повышенное внимание. Учащиеся также выбирают курсы по интересам, определяются со специализацией. Занятия в старшей школе отличаются интенсивностью. Зачастую старшеклассники проводят на них время с восьми утра до шести вечера с часовым перерывом на обед.
Дисциплина и порядок
Школы Японии характеризуются дисциплиной и организованностью. Уроки начинают с ритуала приветствия – по сигналу старосты класса ученики встают и кланяются учителю.
Существует ряд других требований и особенностей:
- уборку в классах и на территории школы осуществляет сами учащиеся, практически отсутствует технический персонал;
- запрещено использовать пирсинг, татуировки, носить яркую косметику;
- школьная форма отличается строгим и деловым стилем и утверждается учебным заведением.
За классами не закрепляется руководитель из числа учителей. Вся ответственность за организационные вопросы лежит на самих подростках. Правила призваны формировать у школьников уважения к учебному процессу, дисциплине и самоорганизации.
Дополнительное обучение
Современная система образования в Японии не обходится без дзюку (juku) – репетиторских центров, которые стали ее неотъемлемой частью. Они предоставляют ученикам возможность углубленно изучать предметы. Дзюку предлагают курсы по различным дисциплинам, включая математику, языки, другие дисциплины, что позволяет школьникам подтягивать свои знания и навыки.
Посещение таких центров стало практически обязательным для большинства старшеклассников, особенно перед вступительными экзаменами в университеты. Подростки часто проводят в дзюку много часов после школы, что значительно увеличивает нагрузку.
Преподаватели – высококвалифицированные специалисты, без помощи которых подготовка к экзаменам для многих учащихся значительно усложняется.
Внеучебная деятельность
Школьники участвуют в различных кружках и секциях, что помогает им развивать свои таланты, следовать увлечениям.
Основные типы внеучебной деятельности включают:
- спортивные секции – футбол, бейсбол, волейбол, легкая атлетика и другие виды;
- творческие кружки – музыка, театр, рисование, литературные клубы;
- социальные проекты – участие в мероприятиях, направленных на помощь обществу, развитие полезных навыков.
Школьное образование в Японии дает академические навыки, формирует личностные качества, важные для будущей жизни. Подростки учатся работать в команде, развивать свои увлечения, заботиться о здоровье, а также готовятся к взрослой жизни.
Заключение
Система среднего образования в Японии представляет собой сложную и высокоорганизованную структуру, которая акцентирует внимание на дисциплине, ответственности и всестороннем развитии учащихся. Школьники получают глубокие академические знания, важные жизненные навыки, которые помогают им адаптироваться в обществе. Дополнительное обучение в дзюку поддерживает стремление японцев к самосовершенствованию и высоким достижениям.
Для желающих пройти обучение за рубежом с компанией ITEC есть возможность выбрать соответствующую программу, позволяющую погрузиться в образовательную систему другой страны, расширить горизонты личного и профессионального роста.