Исследование вопроса
Еще Лейбниц заявил о существовании апперцепции - состояния, когда восприятие полученной информации осуществляется на основе ранее полученного человеком опыта. Изучение математики на английском языке предусматривает, что ребенок, обладающий первичными знаниями по обоим этим предметам, может использовать этот опыт. Подобное сочетание позволяет наполнить совершенно новым смыслом ранее полученные данные и существенно повысить качество обучения, особенно если оно является углубленным. Именно при изучении такой сложной дисциплины, как математика, в процессе обсуждения ученики могут говорить об абсолютной правоте тех или иных теорем.
Подобная интеграция двух направлений – гуманитарного и математического, является сложным процессом, наполненным взаимоисключающими пунктами. Главная трудность здесь заключается в том, что каждый используемый язык имеет собственную смысловую нагрузку, в результате чего один и тот же термин на русском и английском языках может обладать разным лексическим значением. Исключить это можно только лишь путем математической строгости, которая запретит толковать терминологию различным образом. Преподавание математики с помощью иностранного языка позволяет развить в учениках возможность размышлять не только в одной учебной среде, но и в нескольких, а также научить их проводить моделирование в независимости от используемой языковой формы.
В каких случаях такое обучение может быть успешным?
Прежде чем организовывать обучение математики при помощи иностранного языка, следует провести предварительный анализ и выяснить, насколько успешно выбранный коллектив осваивает две эти дисциплины. Если какая-то из дисциплин западает, подобная попытка организовать дополнительное образование в рамках обычных предметов может потерпеть неудачу. На основе этих данных можно сформировать средние параметры ученика, для которого подобная подача материала будет успешна.
Важно, чтобы ученики при этом были заинтересованы в получении дополнительной информации или использовании дополнительных источников для этого. Одной из задач, которые ставит перед собой школа, является обучение ребенка коммуникации с окружающим миром.
При использовании методики обучения математике на иностранном языке учащийся получает возможность:
- улучшить собственные коммуникативные навыки;
- получить опыт аудирования;
- получить опыт проведения исследования на чужом коммуникативном поле;
- выявить расхождения в терминологии отечественной и зарубежной науки.
Подобное преподавание возможно лишь в школе с углубленным изучением английского языка, в общеобразовательной – занятия в основном направлены на прохождение установленной программы без дополнительного развития. Успешным будет попытка изучения математики в подобном формате в старших классах, когда ученики уже обладают достаточным количеством языковых навыков, и могут не только решать задачи, но и в устной (а желательно и письменной) форме аргументировать предлагаемый ими вариант решения.
Преимущества методики
Преподаватели-экспериментаторы считают, что если объяснять математику при помощи английского языка, можно получить ряд дополнительных преимуществ как для учеников, так и для самих педагогов. В первую очередь, речь пойдет об улучшении коммуникативных навыков школьников и о получении ими дополнительной лексики, которая может им пригодиться при сдаче экзаменов. Сюда же можно отнести:
- формирование мотивации к изучению точных наук;
- формирование связей между учебными предметами;
- развитие навыков установления коммуникации между учениками и преподавателями;
- практическое использование английского языка для учебы.
Некоторые преподаватели также считают плюсом методики возможность выявить зоны для развития у учеников сразу по двум предметам. Полученная информация позволит предложить ученикам наиболее эффективные варианты решения проблемы, например, обучение за рубежом с компанией ITEC. Последняя предоставляет всем желающим возможность на некоторое время отправиться за границу, чтобы оказаться в необходимой для изучения языковой среде и научиться в кратчайшие сроки коммуницировать на английском.
Недостатки метода
У подобной методики преподавания существует и ряд недостатков. Самый главный из них заключается в том, что далеко не все ученики, хорошо говорящие по-английски, также сильны в точных науках. Это обусловлено физиологическими особенностями развития мозга, когда одно полушарие является более развитым, чем другое. Кроме того, далеко не все преподаватели иностранного языка обладают необходимыми компетенциями по математике и способны провести урок так, чтобы их ученики получили знания сразу же по двум предметам. В вузах подготовка таких педагогов не осуществляется, поскольку ранее такая практика не была распространена.
Кроме всего прочего, в российской системе образования отсутствуют учебники, которые бы позволили педагогам проводить подобные уроки. Отсутствуют также учебно-методические комплексы, необходимые для создания учебного плана и предоставления ученикам дополнительной дидактической информации. Одним из наиболее весомых недостатков является то, что учить математику через английский язык придется за счет соответствующих занятий в расписании, компенсировать которые не получится. И в Великобритании, и в России отсутствуют общеобразовательные программы, подразумевающие подобное совмещение предметов.
Бывает и наоборот, когда ученик хорошо разбирается в математике, но очень слаб в иностранных языках. Эту проблему можно решить при помощи дополнительных занятий с педагогом или репетитором. Можно также отправиться за помощью в AngloBridge Academy, школа с носителями английского языка позволит быстро овладеть необходимым объемом знаний.
Открывающиеся перспективы
Подобный подход к обучению предоставляет ученикам целый ряд дополнительных возможностей, например, они смогут принимать участие в научных конференциях международного уровня без помощи переводчиков. Параллельно с этим они будут развивать свои знания английского языка при работе с математическими формулами и задачами и смогут развить собственное креативное мышление под присмотром преподавателя (или нескольких). Особо увлеченные смогут пойти дальше - они смогут завести новые знакомства в других странах и проводить свободное время за обсуждением математических задач и научных тенденций.
В качестве недостатков преподаватели выделяют многозначность формулировок и возможность расхождения терминологии в русском и английском языках. Подобную разницу школьнику смогут объяснить только опытные педагоги, обладающие знаниями и по математике, и по иностранному языку, а таковых в российских школах – единицы.