Выберите город:
Москва
Москва
+7 495 152 29 12
Иркутск
+7 3952 20 34 96
Казань
+7 843 27 81 700
Набережные Челны
+7 927 478 03 01
Красноярск
+7 391 272 17 75
Новосибирск
+7 383 209 30 33
Дубай
+971 54 779 05 24
Великобритания
+44 (0) 1789 294572
+7 495 152 29 12
Перезвоните мне

Сколько лет дети учатся в школе в России и других странах

Сколько лет дети учатся в школе в России и других странах

Образование составляет основу развития личности и общества и во многом определяет качество жизни в стране. Его базовым элементом является средняя школа, без которой невозможно представить систему подготовки молодежи. Прохождение этого этапа обычно носит обязательный характер. Исключение в большинстве стран делается только для старших классов, в которые переходят по желанию. Дети учатся в школе 10–13 лет в зависимости от устоявшихся подходов и традиций, сформировавшихся систем. Различия в продолжительности образовательного процесса зачастую создают проблемы при переезде ребенка из одной страны в другую. Есть расхождения и в том, когда начинается и заканчивается учебный год, наступают каникулы. Понимание особенностей систем образования помогает родителям, планирующим для своих детей учебу в Европе, Азии или Америке, лучше подготовить их для адаптации в новой среде и условиям.

Оставьте заявку на консультацию

Разница между школьным образованием в России и за рубежом

Школьные системы в России и за границей имеют свои особенности и отличия. В значительной степени они определяются культурными, историческими и социальными факторами. В РФ обучение начинается в 6 или 7 лет и заканчивается в 17–18, если школьник проходит полный 11-летний курс. По завершении программы выпускники сдают единый государственный экзамен, который открывает двери для поступления в вузы и другие образовательные учреждения. Учеба в Европе или США занимает 12 или 13 лет, включая начальную, среднюю и старшую школы.

Подобные структурные и качественные различия часто вызывают путаницу и затрудняют для родителей переезд в другую страну или отправку детей за границу для получения качественных знаний, улучшения стартовых возможностей. Однако существует множество частных и международных учебных заведений, которые предлагают дополнительное образование и программы адаптации. Это позволяет родителям выбирать наиболее подходящие варианты для своих детей и выравнивать ситуацию.

Советские 10 классов и переход к одиннадцатилетке

Система образования в СССР в своем развитии претерпела несколько изменений и реформ. Традиционно она включала 10 классов, что соответствовало концепции «десятилетнего обучения». Подход был основан на идее, что такая продолжительность обеспечивает необходимый уровень знаний для большинства граждан и полностью готовит их к жизни в обществе, трудовой деятельности.

Структура сформировалась в 1930-х годах и предполагала следующие элементы:

  • 1–4 классы – начальная школа;
  • 5–7 классы – базовая;
  • 8–10 – полная средняя.

В 50–60-е годы она претерпела некоторые изменения и ее структура стала следующей:

  • 1–3 классы – начальное обучение;
  • 4–8 – базовое;
  • 9–10 – полное среднее образование.

В таком виде система сохранялась практически до развала Советского Союза.

Однако были периоды, когда допускалось отклонение. В рамках реформирования в 1958 году, когда было введено обязательное восьмилетнее базовое образование, автоматически добавился 11-ый класс. Однако одиннадцатилетняя система просуществовала недолго. В 1963 году 11-ый класс упразднили и вернулись к десятилетке как более удобной и привычной.

В 1980-х началась новая реформа, которая предусматривала переход к 11-летнему обучению. Этот было обусловлено необходимостью улучшить качество образовательного процесса и готовить учащихся к жизни в условиях изменяющегося мира, повышения роли знаний в производственной сфере.

Согласно реформе, первая ступень была расширена на один год – обучение начиналось уже с 6 лет. Изменение было направлено на раннюю социализацию и подготовку детей к учебному процессу. Начальная подготовка стала охватывать 4 года. Продолжительность базового образования составила 9 классов, среднего – 11. В старшей школе акцент делался на углубленное изучение предметов и подготовку к поступлению в вузы. Увеличение числа классов в основном влияло на начальное звено. Остальная система не претерпевала особых изменений.

Особенности российской одиннадцатилетней системы

Российское государственное среднее образование характеризуется высокой степенью формализации и строгими требованиями к учебным планам. Программы обычно централизованы и стандартизированы, что обеспечивает единые требования к обучению по всей стране.

Современная структура состоит из трех этапов:

  1. Начальная школа. Включает 1–4-ый классы и ориентирована на получение учениками основ знаний по основным предметам. Обучение в начальной школе характеризуется тем, что занятия проводит один учитель. Исключение могут составлять уроки по некоторым дисциплинам – физкультуре, музыке и пению, рисованию, трудовому обучению.
  2. Базовая. Охватывает 5-летний период основного общего образования, который завершается экзаменом в виде ОГЭ. После этого выпускники получают аттестат и право переходить в старшую школу либо поступать в техникумы, колледжи.
  3. Полная средняя. 10–11-й классы составляют старшую ступень. Акцент делается на подготовку к ЕГЭ. Он проводится централизованно и является основным критерием для поступления в высшие учебные заведения.

Российская система больше ориентирована на теорию. Ученики изучают достаточно большое количество предметов, включая гуманитарные, точные, естественные. Уделяется внимание физической культуре, творчеству. В ряде заведений углубленно изучаются иностранные языки.

В рамках российской образовательной системы применяется 5-балльная шкала оценивания, которая ведет свою историю с начала XIX века и почти не претерпела изменений в своих подходах.

Выделение ступеней в зарубежных школах

Образование в других странах мира отличается по структуре и продолжительности обучения, а также названиям ступеней и этапов, которые проходят ученики. При этом часто наблюдается сходство и общие подходы, что важно в открытом мире для свободного передвижения и адаптации.

Наиболее показательными примеры дают следующие страны.

  1. Великобритания. Обучение начинается с начальной школы, которая состоит из 6-и классов. Затем идут 5 лет средней ступени. После этого учащиеся вправе продолжить обучение в 2-х старших классах. В общей сложности молодежь Великобритании получает полное среднее образование за 13 лет.
  2. Германии. Начальная ступень – Grundschule – требует на прохождение 4 года. После этого ученики переходят по направлениям – Hauptschule, Realschule и Gymnasium. В зависимости от выбранного типа продолжительность обучения составляет от 6 до 9 лет. Всего немецкие школьники учатся до 13 лет. Все зависит от выбранной траектории.
  3. США. Процесс включает обязательный подготовительный класс – Kindergarten. За ним следуют 5 лет начальной школы. Затем ученики переходят в среднюю, которая длится 3 года. Завершают обучение в старшей школе. Она занимает 4 года. Американские дети также занимаются в общей сложности 13 лет.
  4. Швейцарии. На начальную Primarschule уходит 6 лет. Следующий этап – 3-летняя Oberstufenschule, после окончания которой дети поступают на профессиональное направление или в гимназию. Последняя готовит к учебе в вузах и включает 4 класса. В сумме получается 13 лет.
  5. Франция. Структура отличается оригинальностью названий. За начальной школой следует колледж (средний уровень), затем лицей (старшие классы). Общая продолжительность составляет 13 лет. Но если добавить 2 обязательных года занятий в детском саду, то получаются все 15.

Примерно такие же подходы к продолжительности школьного обучения характерны для Швеции, Нидерландов, Италии и ряда других стран, где полный цикл составляет не менее 12–13-и лет.

В странах Азии с развитой экономикой обучение чаще двенадцатилетнее. В Японии учебный процесс делится на 6 лет начального звена, 3 года среднего и 3 года старшего. В Китае структура аналогичная – 6+3+3. Индия также придерживается двенадцатилетней системы образования. Подход характерен и для Канады, Австралии, Израиля, ОАЭ и многих других стран, включая некоторые африканские.

Перспективы двенадцатилетнего образования в России

Вопрос о введении двенадцатилетнего образования в РФ обсуждается многие годы и продолжает оставаться актуальным в свете общемировых образовательных тенденций. Сторонники этой идеи утверждают, что увеличение продолжительности учебы снизит нагрузку на учеников, улучшит качество знаний и практической подготовки. В 12-летней системе учащиеся получат больше времени для усвоения материала. Это будет способствовать более глубокому пониманию предметов и лучшей подготовке к взрослой жизни, поступлению в вузы.

Однако существуют и убежденные противники этой идеи. Они считают, что такая реформа потребует значительных финансовых вложений и вызовет путаницу в образовательном процессе. Переход на 12-летнюю систему станет причиной временного ухудшения качества образования. Переподготовка педагогов, пересмотр учебных планов потребуют значительных ресурсов, которые трудно выделить в условиях современной экономики.

На сегодняшний день многие страны постсоветского пространства уже внедрили 12-летнюю систему. На нее перешли Армения, Грузия. Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В течение нескольких лет проводилась реформа в Беларуси. Это создает дополнительное давление на российское образование и приводит к необходимости пересмотра подходов к учебным процессам. В современном мире важно соответствовать существующим международным стандартам и требованиям.

Другие проблемы при переезде российских школьников за рубеж

Перевод российских детей в иностранные учебные заведения сопровождается рядом затруднений, которые следует изначально учитывать. Они вызываются не только расхождениями в структуре, связанной с продолжительностью обучения на разных этапах. Отличия касаются подходов, стратегий и концепций образования, социально-культурных аспектов.

Проблемы чаще всего касаются следующего:

  1. Различия в учебных планах и методах преподавания. В России образовательная система традиционно ориентирована на теоретическое обучение. В зарубежных школах акцент делается на практическое применение знаний. Российские ученики привыкли к более строгой структуре уроков и формализованным оценкам. Им иногда сложно перейти к более интерактивным и проектным методам выполнения заданий в европейских или американских учебных заведениях.
  2. Языковой барьер. Даже базовые навыки часто недостаточны для успешного восприятия информации. Это приводит к снижению мотивации и ухудшению успеваемости детей, требует дополнительных занятий, проявления волевых усилий.
  3. Культурные различия и новые социальные условия. В зарубежных школах зачастую действуют другие нормы общения, подходы к дисциплине и взаимодействию с учителями. Такие отличающиеся стандарты поведения также нужно усваивать и принимать.

Для решения подобных проблем, подготовки детей к нахождению в новой среде важны специализированные программы. AngloBridge Academy, школа с носителями английского языка, работает в этом направлении. Прохождение обучения позволяет добиваться необходимого уровня владения иностранным, помогает познакомиться с особенностями культуры и менталитета других народов. Программы учитывают, что в европейских и американских заведениях требуется более высокая степень самостоятельности и ответственности учеников.

Заключение

Понимание особенностей зарубежной средней школы помогает родителям лучше подготовить своих детей к занятиям в учебных заведениях других стран. Хорошим выбором для многих становится обучение за рубежом с компанией ITEC. Наши специалисты хорошо знакомы с образовательными системами стран на разных континентах, мониторят вносимые изменения в подходы и требования. Это помогает выбрать оптимальную школу, программу, направление, безболезненно пройти проверку знаний и адаптацию в новой образовательной и социокультурной среде.

Вверх
WhatsApp
WhatsApp