Изучение английского с рождения
Есть исследования, которые говорят, что можно создать ребенку вторую языковую среду, если начать практиковать иностранные языки параллельно с разговором на родной речи – так ребенок будет привыкать к ним на бессознательном уровне. В этом есть определенный смысл, так как дети начинают говорить на русском задолго до того, как пойдут в школу, и узнают правила его правописания и грамматики. Это должно срабатывать и с английским.
Плюс, в таком случае есть шанс, что ребенок не узнает, что такое языковой барьер – у него не будет лишних зажимов и страхов, они не станет раздумывать о нюансах произношения, и просто будет говорить. А взрослым останется лишь мягко и планомерно его поправлять. Поэтому английские стишки и книжки с картинками и интерактивными элементами точно стоит использовать: они могут стать хорошим подспорьем для изучения языка в будущем.
Но нужно учитывать, что:
- Двуязычная среда должна быть во всем. Ее придется организовывать везде, потому что если малыш не будет слышать английскую речь ежедневно и постоянно, эффект получится очень слабым. Идеальный вариант в этом случае – переезд в англоязычную страну с сохранением русского языка дома. Или соседи-иммигранты, с которыми выстроено довольно близкое общение. А также англоговорящие няни и воспитатели в яслях. Хотя чередующие язык родители – это оптимальный вариант. В самом младшем возрасте дети воспринимают всех, кроме них, за чужих, поэтому и речь посторонних может восприниматься несколько враждебно. В любом случае придется быть максимально последовательными и следить, чтобы английского было не меньше русского.
- Есть риск механического заучивания. В ясельном возрасте ребенок может запоминать какие-то конструкции, даже не думая об их содержании. И значит, не уметь составлять из них предложения. Если ситуация именно такая, то лучше отложить изучение иностранного языка, и пока остановиться на русском.
- Возможно нарушение дикции. Некоторые логопеды считают, что раннее произношение традиционных для английского языка звуков не дает правильно установиться дикции. Тем более что малыш может начать путаться, сочетать звуки из двух языков, неправильно ставить ударения и интонировать.
Изучение английского в детском саду
На первый взгляд, все гораздо проще: русский язык уже достаточно закрепился, а интерес ко всему новому находится на пике. Одновременно с этим активно развиваются навыки в коммуникации, а также память и воображение, плюс ребенок способен сконцентрировать внимание дольше, чем на минуту – казалось бы, все условия для изучения языков. Да еще с произношением звуков никаких проблем – оно запоминается так же быстро, как и слова.
Сегодня детей принимают в языковые центры с двух лет, а онлайн-занятия начинаются с трех. Уроки строятся с учетом особенностей развития детей этой возрастной группы, все малыши в классе находятся примерно на одном уровне. Занятия идут в игровом формате, через песни, стишки и общение с преподавателями на английском языке. Детям нравится – в этом возрасте они еще не испытывают страх перед незнакомой речью, и не знают, что такое языковой барьер. У них нет комплексов, лишнего стеснения и других препятствий.
Поэтому идеальный вариант для ребенка от трех до пяти лет – это специализированный детский садик или языковый центр. Причем групповое обучение в дошкольном возрасте полезнее индивидуального – игры со сверстниками больше всего стимулируют прогресс.
Хотя некоторые недостатки есть и здесь:
- максимальное время, которое ребенок способен сосредоточить на одном предмете - пять–семь минут, поэтому воспитатель или родитель (если он дополнительно учит ребенка английскому дома) обязательно должен часто менять активность;
- о грамматике и письменных занятиях речи пока не идет – без игрового формата в детском саду ничего не получится;
- мотивация ребенка неустойчива – он еще не понимает, зачем ему английский, так что если потеряет интерес, то вернуть ему его будет довольно сложно;
- нужно стараться не давить – стоит немного переборщить, и ребенок возненавидит иностранные языки на много лет;
- нельзя забывать про «кризис трех лет» – когда у детей формирует понятие границ, и они начинают отстраивать их за счет противостояния родителям (стоит выждать, пока пройдет самая острая фаза, и начинать учить английский уже после этого).
Изучение английского с младших классов
На самом деле ключевая цель первого класса школы не научить ребенка писать и считать, а приучить его слушать учителя и вообще привыкнуть к учебе. Поэтому английский язык зачастую добавляют со второго класса, хотя это зависит от программы конкретной школы.
И главным преимуществом старта изучения иностранного в этом возрасте является то, что словарный запас в русском языке у ребенка уже практически абсолютный – ему не нужно объяснить, что означает какое-то слово, и достаточно просто давать переводы английских. К тому же, больше нет риска, что он будет путать произношения звуков из разных языков.
А еще у ребенка уже появляются любимые темы и уроки, которые можно использовать в целях изучения – показывать мультфильмы на английском, предлагать решать загадки или читать рассказы и статьи из детских энциклопедий. То есть, теперь его уже проще увлечь.
Но без негативных сторон тоже не обошлось:
- простых считалок и коротких стишков на английском уже недостаточно, поэтому нужно почти постоянно придумывать новые занятия, искать игры, книги и т.д.;
- некоторые дети тяжело переносят даже типичную школьную нагрузку, а занятия еще и английским языком могут совсем выбить их из колеи;
- начиная с возраста семи лет, в ребенке появляется соревновательность – хочется прочитать отрывок лучше всех, пробежать быстрее всех и т.п., а значит, это точно отразится и на изучении иностранного языка, что может привести к комплексам;
- по-прежнему нельзя чересчур давить, но дополнительно нужно следить, чтобы не унизить достоинство ребенка – ни в коем случае не смеяться над произношением или ошибкой в составленной им фразе;
- есть риск, что ребенок будет стараться только для пятерки в дневнике, но сразу же забывать всю вызубренную информацию после проверки.
Изучение английского со средней школы
Сегодня такая ситуация встречается очень редко, но есть школы с особыми программами, и поэтому исключать ее точно нельзя. После четвертого класса дети переходят в среднюю школу, знакомятся с новым форматом учебы и с новыми дисциплинами, встречают новых учителей. Поэтому если к этому добавляется еще и английский, то лишнего стресса из-за этого не происходит. К тому же, дети начинают думать о будущем поступлении в вузы, а без знания английского языка это почти невозможно, поэтому формируется и мотивация.
Однако начало средней школы может совпасть с началом подросткового возраста (сегодня половое созревание наступает несколько раньше), а значит, с бурным протестом ко всему, что требуют родители, и со стремлением как можно больше времени проводить со своими сверстниками. Но вторую часть этой проблемы можно попробовать обернуть на пользу – если ребенок попадет в компанию, где все учат либо уже неплохо знают английский язык, ему захочется дотянуться до их уровня. А еще язык – это способ найти друзей за рубежом.
Однако не учитывать минусы тоже нельзя. В средней школе они довольно существенные:
- Падение интереса к окружающему миру. Оно наблюдается у всех детей после десяти лет. В этом возрасте они начинают уходить из клубов юных натуралистов и т.п. Их начинает больше интересовать то, что происходит у них внутри. И добиться заинтересованности в изучении иностранного языка не так легко.
- Зависимость от общественного мнения. Подростки не всегда способны разговаривать на публике даже по-русски, не говоря уже об английском. Страх ошибки и возможные насмешки одноклассников только укрепляют языковой барьер, и желания учить то, что приносит столько дискомфорта, не появляется.
- Подростковый максимализм. Либо знать английский на уровне носителя, либо не знать вообще. Причем к варианту «не знать вообще» будет сводить любая, даже самая незначительная ошибка в произношении.
- Нехватка времени. Чем ближе к выпускному, тем больше нагрузки по всем предметам. Плюс репетиторы по профильным предметам и, возможно, спорт. Если ребенок не стал фанатом английского языка, и он не хочет связывать с ним жизнь, уроки будут восприниматься как повинность.
Таким образом, идеального варианта не существует, но некий перевес в сторону детского сада все же есть. Хотя самое главное – это отталкиваться от самого ребенка и конкретных обстоятельств жизни семьи. То, что сработало на одном ребенке, может не подействовать на другого. Нужно пробовать, наблюдать, взвешивать «за и против», и договариваться – с ребенком, в первую очередь. А потом уже с его преподавателями и другими советчиками.
AngloBridge Academy – школа с носителями английского языка, где любой ребенок может получить дополнительное образование отличного качества. И затем продолжить обучение за рубежом с компанией ITEC – чтобы действительно начать разговаривать как носители.